Пермская константа: Атмосферу в «Урал-Грейте» всегда делали местные игроки
16.02.2022
Через неделю, 24 февраля, на арене УДС «Молот» национальная команда России сыграет отборочный матч Кубка мира со сборной Нидерландов. Будем надеяться, что эпидемиологическая обстановка не внесет изменений, потому что в Перми очень ждут этого матча. А любовь к большому баскетболу пермякам привил в свое время «Урал-Грейт».
Мы продолжаем знакомить читателей с отрывками из только что вышедшей книги Александра Федотова «Комета «Урал-Грейт», посвященной легендарному пермскому клубу. Ее можно приобрести на домашних матчах «Пармы», в магазинах Maxxisport и в книжном магазине «Пиотровский». Кроме того, книга доступна в интернет-магазине OZON.
Ребята с нашего двора
«Урал-Грейт», собрав звездный состав из приезжих игроков (Панов, Михайлов, Чикалкин, Башминов, американец Бэртон, литовцы Пачесас с Вайшвилой, безусловно, определяли результат на площадке), тем не менее, оставался для Перми именно своей, родной командой. Таковой ее делали воспитанники местного баскетбола - бессменный капитан Вячеслав Шушаков, хулиган Алексей Пегушин и добродушный богатырь Андрей Шейко. Болельщики их обожали, потому что знали много лет, видели еще бегавшими на первенстве города и области. Эти «ребята с нашего двора» тащили на себе «Урал-Грейт» в непростые годы становления клуба - находились с ним и в горе, и в радости. Представить без Славы, Пеги и Массы чемпионский состав было решительно невозможно. Иначе это уже не пермский «Урал-Грейт».
Генеральный директор «Урал-Грейта»Сергей Кущенко:
- Конечно, их роль на паркете изменилась после прихода Белова и игроков под новые, более амбициозные задачи. Саныч говорил мне: «Ты понимаешь, что твои пермские выше определенного уровня не прыгнут?» Я убеждал его, что эти парни будут тем звеном в команде, на которое он всегда может опереться, - они никогда не подведут ни на площадке, ни за площадкой. Саныч, надо отдать должное, согласился с моими доводами. Мы доверяли друг другу. Он понимал, что я не отпущу пермскую тройку, которая была такой константой в «Урал-Грейте», неотъемлемой частью нашей философии. При этом Шушаков, Пегушин и Шейко, приняв правила и систему подготовки тренера Белова, сами подросли для того, чтобы как минимум быть хорошими игроками для ротации. Нередко случались матчи, когда именно пермяки давали забуксовавшей команде необходимую энергию, эмоции.
Болельщик команды Сергей Богуславский:
- Надо понимать: в Перми всегда болеют за своих. Даже если человек выходит всего на пять минут, ему окажут поддержку не хуже, а зачастую лучше, чем любому легионеру. Потому что он - свой. Его знают, он много лет живет в том же городе и ходит по тем же улицам в те же самые места. Любой болельщик может спокойно подойти к нему и сказать: «Слушай, вчера ты недоработал в защите. Что происходит?» И вот эта ответственность перед людьми, которые за тебя болеют, давала мотивацию и двигала всю историю клуба «Урал-Грейт».
Помощник президента клуба Евгений Смирнов:
- Масса, Слава, Пега - они же соликамские, березниковские. Как и другие местные воспитанники, которые играли за «Урал-Грейт» до чемпионского сезона, - те же Саша Чадов, с которым мы дружим аж с 1976 года, Лелик Лалетин, Ромка Двинянинов, все эти ребята для нас, пермяков, просто великие! Снимаю перед ними шляпу. У них в то время было два пути - или бухать-курить за гаражами, или спорт. Они выбрали правильный путь. Прошли такую школу, выдержали такую конкуренцию! Поэтому их по-настоящему любили болельщики, весь город был заклеен афишами и плакатами с фотографиями именно наших игроков. И они это заслужили.
Врач команды Роман Сметанин:
- Лидером команды, в моем понимании, был Пегушин. Харизматичный человек и игрок с реальными амбициями, которые он доказывал на каждой тренировке. А еще, что очень важно, воспитанник пермского баскетбола. Вместе с Шушаковым и Шейко они поддерживали в команде необходимую «химию» - были ее системообразующей субстанцией. Для победы на площадке не всегда достаточно одного лишь мастерства. Нужны характер, желание сыграть за себя и своего партнера. Наши, пермские парни обладали этими качествами сполна.
Сергей Кущенко:
- Не скрою, бывало, тот же Пега высказывал недовольство - мол, Саныч держит, не дает играть. Я ему в ответ: «Пега, а ты не хочешь убрать три лишних килограмма, чтобы быстрее бегать в третьем номере?» И все, вопросов нет. Леха пошел трудиться. Это ведь Пермь, а не Москва, где можно спрятаться. Здесь все знают и видят, куда ты ходишь и что делаешь. Всегда считал, что не болельщики должны просить Белова выпустить того или иного игрока, а сам тренер сказать: «Выходи, ты сегодня готов». Кстати, у Саныча была такая черта характера - мог подолгу не выпускать каких-то игроков, держать в ежовых рукавицах. Но в самый важный момент - именно тогда, когда это было необходимо, он бросал человека в бой. Тот выходил с желанием всех разорвать - и делал это!
Ведущий на домашних матчах Александр Гриценко:
- Вообще, если говорить без лишнего пафоса и патриотизма, баскетбол в Перми стал большим видом спорта. Правда. Не скажу, что мы взрастили сотни великих игроков и новых Джорданов. Это так не работает. Здесь нужна селекция на уровне всей страны и поддержка государства. При этом в отдельно взятом пермском регионе благодаря появлению «Урал-Грейта» действительно многое удалось сделать. Руководство клуба и лично Кущенко всегда уделяли внимание тому, чтобы в команде играли местные игроки. Да, Славе, Массе, Пеге было очень непросто конкурировать со звездами российского баскетбола и экс-игроками НБА. Будем откровенны, их никто у нас не перекупал, они не стоили безумных денег и не являлись выдающимися мастерами. Но они были наши. Они были на уровне. Я помню, как тот же Шушаков творил чудеса в отдельных матчах: забивал невероятные и важные трехочковые, вел за собой команду! Это дорогого стоило. А еще, конечно, вызывало сумасшедший отклик у болельщиков. Одно дело, когда на поле выходят иностранцы, - да, это прикольно, ну и что, кто нам эти люди? И совсем другая реакция и отношение к своим, родным спортсменам. Эти парни из близлежащих Соликамска, Березников делали «Урал-Грейт» по-настоящему народной командой! Легионеры приехали и уехали. А Шушаков, Пегушин, Шейко остались. Как, кстати, остались в Перми и стали пермяками Саша Башминов и Валера Дайнеко.
Присутствие таких харизматичных игроков делало «Урал-Грейт» именно командой. Не в обиду признанным звездам: пермская троица, выходя на паркет, сражалась не за контракт, а за идею и родной край. Это был их город, их команда. О чем они, в случае необходимости, всегда могли напомнить партнерам. Невзирая на их регалии и статус.
Сергей Кущенко:
- Слава, Масса и Пега - это еще и атмосфера в коллективе. Они держали раздевалку, были там главными на правах местных игроков. Могли прямо сказать более мастеровитым и звездным ребятам: «Пацаны, вы здесь не только для того, чтобы деньги получать. Не забывайте, кого представляете и ради кого играете». Впрочем, такое случалось крайне редко. В свою очередь, именитые партнеры никогда им не говорили - мол, посторонитесь, не мешайте нам делать результат. Панов, Михайлов, Пачесас и другие, напротив, помогали, учили, показывали. Выходя на площадку, они не размышляли: кому лучше отдать мяч. Конечно, тому, кто свободен! Этим и был силен наш коллектив.
Форвард «Урал-Грейта» Александр Башминов:
- Конечно, эти ребята играли определяющую роль в плане создания микроклимата в коллективе. Таким стержневым в составе «Урал-Грейта» человеком был Пегушин. Да, капитан команды - Слава Шушаков, но он по характеру молчаливый, от него не дождешься пламенных речей. А вот Пега - болтун, хулиган. Если надо с кем-то поговорить один на один и пригрозить, видя, что игрок слишком расслабился, он никогда не стеснялся. Будь ты хоть суперзвезда - для Лехи не существовало авторитетов. Знаете, в чемпионском сезоне в команде собралось много сильных личностей. В таких случаях очень сложно амбиции и желания каждого игрока подчинить интересам коллектива. Конфликты в раздевалке неизбежны, поэтому нужны люди, которые могут вмешаться, успокоить ситуацию и навести порядок.
Защитник «Урал-Грейта» Томас Пачесас:
- Всю атмосферу в команде держали, конечно, местные ребята - Шейко, Пегушин, Шушаков. Мы к ним всегда прислушивались, понимали, что это их город. В команде все дружили, хорошо общались между собой. При этом лично я всегда держался ближе к пермякам. Говорили, что, когда мы с Пегой находились вместе, это была взрывная смесь - как на площадке, так и за ее пределами. Да, пожалуй. Если какой кипеж или надо подраться, это к нам.
Защитник, капитан «Урал-Грейта» Вячеслав Шушаков:
- Мы, парни из пермской истории, знали свою роль в коллективе. Ответственность за атмосферу, микроклимат в раздевалке лежала прежде всего на нас. Это тоже важно. Да, в команде были более опытные и заслуженные игроки, но это не мешало мне, Пеге или Массе иногда резко кому-то из них сказать: мол, хватит фигней страдать. При этом серьезных конфликтов не возникало. Все хорошо общались, дружили. Ведь как бывало с новичками «Урал-Грейта» - загуляешь с ними на дискотеке до пяти утра, а потом вы лучшие друзья.
Мы продолжаем знакомить читателей с отрывками из только что вышедшей книги Александра Федотова «Комета «Урал-Грейт», посвященной легендарному пермскому клубу. Ее можно приобрести на домашних матчах «Пармы», в магазинах Maxxisport и в книжном магазине «Пиотровский». Кроме того, книга доступна в интернет-магазине OZON.
Ребята с нашего двора
«Урал-Грейт», собрав звездный состав из приезжих игроков (Панов, Михайлов, Чикалкин, Башминов, американец Бэртон, литовцы Пачесас с Вайшвилой, безусловно, определяли результат на площадке), тем не менее, оставался для Перми именно своей, родной командой. Таковой ее делали воспитанники местного баскетбола - бессменный капитан Вячеслав Шушаков, хулиган Алексей Пегушин и добродушный богатырь Андрей Шейко. Болельщики их обожали, потому что знали много лет, видели еще бегавшими на первенстве города и области. Эти «ребята с нашего двора» тащили на себе «Урал-Грейт» в непростые годы становления клуба - находились с ним и в горе, и в радости. Представить без Славы, Пеги и Массы чемпионский состав было решительно невозможно. Иначе это уже не пермский «Урал-Грейт».
Генеральный директор «Урал-Грейта»Сергей Кущенко:
- Конечно, их роль на паркете изменилась после прихода Белова и игроков под новые, более амбициозные задачи. Саныч говорил мне: «Ты понимаешь, что твои пермские выше определенного уровня не прыгнут?» Я убеждал его, что эти парни будут тем звеном в команде, на которое он всегда может опереться, - они никогда не подведут ни на площадке, ни за площадкой. Саныч, надо отдать должное, согласился с моими доводами. Мы доверяли друг другу. Он понимал, что я не отпущу пермскую тройку, которая была такой константой в «Урал-Грейте», неотъемлемой частью нашей философии. При этом Шушаков, Пегушин и Шейко, приняв правила и систему подготовки тренера Белова, сами подросли для того, чтобы как минимум быть хорошими игроками для ротации. Нередко случались матчи, когда именно пермяки давали забуксовавшей команде необходимую энергию, эмоции.
Болельщик команды Сергей Богуславский:
- Надо понимать: в Перми всегда болеют за своих. Даже если человек выходит всего на пять минут, ему окажут поддержку не хуже, а зачастую лучше, чем любому легионеру. Потому что он - свой. Его знают, он много лет живет в том же городе и ходит по тем же улицам в те же самые места. Любой болельщик может спокойно подойти к нему и сказать: «Слушай, вчера ты недоработал в защите. Что происходит?» И вот эта ответственность перед людьми, которые за тебя болеют, давала мотивацию и двигала всю историю клуба «Урал-Грейт».
Помощник президента клуба Евгений Смирнов:
- Масса, Слава, Пега - они же соликамские, березниковские. Как и другие местные воспитанники, которые играли за «Урал-Грейт» до чемпионского сезона, - те же Саша Чадов, с которым мы дружим аж с 1976 года, Лелик Лалетин, Ромка Двинянинов, все эти ребята для нас, пермяков, просто великие! Снимаю перед ними шляпу. У них в то время было два пути - или бухать-курить за гаражами, или спорт. Они выбрали правильный путь. Прошли такую школу, выдержали такую конкуренцию! Поэтому их по-настоящему любили болельщики, весь город был заклеен афишами и плакатами с фотографиями именно наших игроков. И они это заслужили.
Врач команды Роман Сметанин:
- Лидером команды, в моем понимании, был Пегушин. Харизматичный человек и игрок с реальными амбициями, которые он доказывал на каждой тренировке. А еще, что очень важно, воспитанник пермского баскетбола. Вместе с Шушаковым и Шейко они поддерживали в команде необходимую «химию» - были ее системообразующей субстанцией. Для победы на площадке не всегда достаточно одного лишь мастерства. Нужны характер, желание сыграть за себя и своего партнера. Наши, пермские парни обладали этими качествами сполна.
Сергей Кущенко:
- Не скрою, бывало, тот же Пега высказывал недовольство - мол, Саныч держит, не дает играть. Я ему в ответ: «Пега, а ты не хочешь убрать три лишних килограмма, чтобы быстрее бегать в третьем номере?» И все, вопросов нет. Леха пошел трудиться. Это ведь Пермь, а не Москва, где можно спрятаться. Здесь все знают и видят, куда ты ходишь и что делаешь. Всегда считал, что не болельщики должны просить Белова выпустить того или иного игрока, а сам тренер сказать: «Выходи, ты сегодня готов». Кстати, у Саныча была такая черта характера - мог подолгу не выпускать каких-то игроков, держать в ежовых рукавицах. Но в самый важный момент - именно тогда, когда это было необходимо, он бросал человека в бой. Тот выходил с желанием всех разорвать - и делал это!
Ведущий на домашних матчах Александр Гриценко:
- Вообще, если говорить без лишнего пафоса и патриотизма, баскетбол в Перми стал большим видом спорта. Правда. Не скажу, что мы взрастили сотни великих игроков и новых Джорданов. Это так не работает. Здесь нужна селекция на уровне всей страны и поддержка государства. При этом в отдельно взятом пермском регионе благодаря появлению «Урал-Грейта» действительно многое удалось сделать. Руководство клуба и лично Кущенко всегда уделяли внимание тому, чтобы в команде играли местные игроки. Да, Славе, Массе, Пеге было очень непросто конкурировать со звездами российского баскетбола и экс-игроками НБА. Будем откровенны, их никто у нас не перекупал, они не стоили безумных денег и не являлись выдающимися мастерами. Но они были наши. Они были на уровне. Я помню, как тот же Шушаков творил чудеса в отдельных матчах: забивал невероятные и важные трехочковые, вел за собой команду! Это дорогого стоило. А еще, конечно, вызывало сумасшедший отклик у болельщиков. Одно дело, когда на поле выходят иностранцы, - да, это прикольно, ну и что, кто нам эти люди? И совсем другая реакция и отношение к своим, родным спортсменам. Эти парни из близлежащих Соликамска, Березников делали «Урал-Грейт» по-настоящему народной командой! Легионеры приехали и уехали. А Шушаков, Пегушин, Шейко остались. Как, кстати, остались в Перми и стали пермяками Саша Башминов и Валера Дайнеко.
Присутствие таких харизматичных игроков делало «Урал-Грейт» именно командой. Не в обиду признанным звездам: пермская троица, выходя на паркет, сражалась не за контракт, а за идею и родной край. Это был их город, их команда. О чем они, в случае необходимости, всегда могли напомнить партнерам. Невзирая на их регалии и статус.
Сергей Кущенко:
- Слава, Масса и Пега - это еще и атмосфера в коллективе. Они держали раздевалку, были там главными на правах местных игроков. Могли прямо сказать более мастеровитым и звездным ребятам: «Пацаны, вы здесь не только для того, чтобы деньги получать. Не забывайте, кого представляете и ради кого играете». Впрочем, такое случалось крайне редко. В свою очередь, именитые партнеры никогда им не говорили - мол, посторонитесь, не мешайте нам делать результат. Панов, Михайлов, Пачесас и другие, напротив, помогали, учили, показывали. Выходя на площадку, они не размышляли: кому лучше отдать мяч. Конечно, тому, кто свободен! Этим и был силен наш коллектив.
Форвард «Урал-Грейта» Александр Башминов:
- Конечно, эти ребята играли определяющую роль в плане создания микроклимата в коллективе. Таким стержневым в составе «Урал-Грейта» человеком был Пегушин. Да, капитан команды - Слава Шушаков, но он по характеру молчаливый, от него не дождешься пламенных речей. А вот Пега - болтун, хулиган. Если надо с кем-то поговорить один на один и пригрозить, видя, что игрок слишком расслабился, он никогда не стеснялся. Будь ты хоть суперзвезда - для Лехи не существовало авторитетов. Знаете, в чемпионском сезоне в команде собралось много сильных личностей. В таких случаях очень сложно амбиции и желания каждого игрока подчинить интересам коллектива. Конфликты в раздевалке неизбежны, поэтому нужны люди, которые могут вмешаться, успокоить ситуацию и навести порядок.
Защитник «Урал-Грейта» Томас Пачесас:
- Всю атмосферу в команде держали, конечно, местные ребята - Шейко, Пегушин, Шушаков. Мы к ним всегда прислушивались, понимали, что это их город. В команде все дружили, хорошо общались между собой. При этом лично я всегда держался ближе к пермякам. Говорили, что, когда мы с Пегой находились вместе, это была взрывная смесь - как на площадке, так и за ее пределами. Да, пожалуй. Если какой кипеж или надо подраться, это к нам.
Защитник, капитан «Урал-Грейта» Вячеслав Шушаков:
- Мы, парни из пермской истории, знали свою роль в коллективе. Ответственность за атмосферу, микроклимат в раздевалке лежала прежде всего на нас. Это тоже важно. Да, в команде были более опытные и заслуженные игроки, но это не мешало мне, Пеге или Массе иногда резко кому-то из них сказать: мол, хватит фигней страдать. При этом серьезных конфликтов не возникало. Все хорошо общались, дружили. Ведь как бывало с новичками «Урал-Грейта» - загуляешь с ними на дискотеке до пяти утра, а потом вы лучшие друзья.
Александр ФЕДОТОВ © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На прошлой неделе автоинспекторы пресекли почти 10 тысяч нарушений на свердловских дорогах
Среда, 25 декабря, 21.39
В Нижнем Тагиле пожарные спасли ребёнка из огня
Среда, 25 декабря, 21.15
Екатеринбурженке удалось «отмахаться» от чужого кредита
Среда, 25 декабря, 20.57