«Ребенка надо удивлять!»
Пермский учитель - о современном преподавании и воспитании
17.12.2021
Учитель химии пермского лицея №2 Анастасия Кощеева из семьи педагогов и преподает уже более 30 лет. Не так давно Анастасия Николаевна приняла участие во Всероссийском форуме классных руководителей, где поднимались важные вопросы современного воспитания и был принят соответствующий меморандум.
Мы поговорили с Анастасией Николаевной о педагогике сотрудничества, воспитании и способах найти общий язык с подростками.
– Какими главными принципами в работе вы руководствуетесь?
- Есть такое направление в педагогической теории и практике воспитания - «педагогика сотрудничества». Сейчас учитель не является единственным источником информации для детей, и это обязательно нужно учитывать. Принцип преподавания не в том, чтобы принести ребенку информацию. Он может нажать кнопку на любом гаджете и получить эту информацию гораздо быстрее и, возможно, даже в больших объемах. Ребенка надо удивлять, у учителя должна быть харизма.
– Что изменилось в образовании за период вашей работы?
- Как я уже говорила, изменилась роль учителя, и она изменилась полностью. Это все-таки больше наставник. Человек, который помогает подростку ориентироваться в тех знаниях, которые есть по тому или иному предмету.
Еще начинает меняться роль классного руководителя. Современный классный руководитель управляет не одним коллективом. Он руководит коллективом детей, родителей и педагогов, которые работают с классом. И сейчас, как никогда, важно способствовать профессиональному развитию классных руководителей. Общество должно быть заинтересовано в этом, ведь если будет развиваться классный руководитель, то это все будет передано детям.
– Вы сказали, что классный руководитель управляет тремя коллективами: детьми, родителями и учителями. А с кем легче взаимодействовать – с детьми или родителями?
- Однозначно с детьми. Дети более открыты, меньше додумывают, что им хотели сказать. Современные родители очень продвинутые, любят своих детей, и это правильно – кто, если не родители. Но когда доходит до какой-то серьезной ситуации, тогда «вы с ним поговорите». У нас поколение родителей, которым часто самим еще нужно повзрослеть.
– А как дети изменились?
- Сейчас говорят о поколении «нехочух». Посмотрите на ребят: заканчивая 11 класс, многие знают два языка, играют на музыкальных инструментах, профессионально занимаются дизайном, у некоторых есть свой бизнес. Но когда им задаешь простой вопрос: «Кто ты, кем ты хочешь быть?», они действительно теряются. При таком изобилии им очень сложно себя идентифицировать. Раньше дети знали, чего хотят. Многие отказываются от высшего образования, хотя еще недавно к этому все очень стремились. Или берут паузу, чтобы действительно понять, куда хотят поступать.
Меня радует то, что сейчас много общественных организаций включились в процесс воспитания. И в этом процессе должны обязательно принимать участие родители, причем на равных. Вместе с государством, которое хочет видеть гармоничную и социально ответственную личность. Нужен, наверное, даже институт воспитания, который объединит родителей, общество, детей. И будет единый вектор, чтобы мы понимали, куда мы все вместе идем.
Уже много ребят вовлечены в Юнармию, в конкурс «Большая перемена», «Российское движение школьников». Это действительно расширяет ребятам возможности.
– Воспитательная функция теперь закреплена за школой официально, как вы к этому относитесь?
- Я рада, что во главу угла поставили воспитательный процесс. Нам в дальнейшем жить не с профессионалом (инженером-химиком, журналистом, депутатом), мы живем среди людей. И воспитание человека – это самое главное. Духовные, нравственные ценности, насколько он социализирован и открыт обществу.
– И родители, и школа должны быть включены в воспитание ребенка. А как разграничить, кто что должен делать?
- В разграничении и есть откатывание назад. Нужно пытаться объединиться. Процесс воспитания един. Нужно помнить: и родитель, и учитель, и ребёнок – это прежде всего человек. Человечность – ключ к пониманию.
Платформа «Россия – страна возможностей» предложила тренажер «Учись быть классным» для классных руководителей. Нужно, наверное, создать тренажер «Учись быть родителем», «Учись сотрудничеству семья – школа».
– Сейчас в Пермском крае уже есть Родительский университет, поэтому родителям в воспитании начали помогать. А есть ли какие-то активности в вашем лицее?
- Мы в начале этого пути. Серьезного университета или вечерней школы для родителей у нас пока нет. Но буквально два года назад об этом зашла речь: мы очень нуждаемся во взаимном обучении школы и семьи. В этом нам тоже нужна помощь.
– Как организована внешкольная деятельность в лицее?
- У нас внешкольную деятельность организует парламент (юношеское самоуправление). Эта область реализуется подростками великолепно. Есть киноклуб, спортивный и гитарный клубы, театр, радиостудия, волонтерский отряд и другие.
Организованный досуг детей – это важно, чтобы не было, как в мультфильме про крокодила Гену, когда дети люки от колодцев таскают: «Вам что, совсем нечего делать?» - «Совсем». Общественные движения направлены на организацию свободного досуга ребят, чтобы они чувствовали себя нужными, важными и востребованными. И здесь опять же важен запрос ребят.
– Значит, вы руководствуетесь еще и тем принципом, что запрос должен быть от детей?
- И в классе, и в лицее у нас все с приставкой «со»: сотрудничество, сопричастие. Но бывают и люди, которые не хотят делать так, как делают все. Вот у нас 25 человек пошли на «Семейку Аддамс», а двое пошли на спектакль «Веселые похороны».
– А как сотрудничать как раз с теми, кто всегда против?
- Нужно найти такое мероприятие, поставить такую задачу, где подросток просто не сможет остаться в стороне. Тут важно найти что-то, что человеку очень нравится, но то, что он другим не открыл. И вовлечь его на этом интересе.
У нас в классе был такой ребенок, который вроде со всеми, а вроде и нет. Но когда пришло время мероприятию, которое ему понравилось, он мигом стал со всеми контактировать. И это задача взрослых – заметить такого ребенка, заинтересовать и «забрать» в класс. Это не должно быть очень явно и настойчиво, а опять же по обоюдному согласию. Тут нужно заслужить доверие. Это самый важный элемент в построении отношений.
– Используете ли вы новые технологии в обучении?
- Мне все это очень интересно, не вызывает никакой сложности. Не скажу, что я суперпродвинутый пользователь, но уверенный.
С удовольствием окунаюсь во все новое. Вот, например, TikTok – почему нет, это здорово. Мы тоже снимаем разные видео по подготовке к ЕГЭ: алгоритмы решения тех или иных задач в юмористической или даже трагической форме.
Фото из личного архива Анастасии Кощеевой
Мы поговорили с Анастасией Николаевной о педагогике сотрудничества, воспитании и способах найти общий язык с подростками.
– Какими главными принципами в работе вы руководствуетесь?
- Есть такое направление в педагогической теории и практике воспитания - «педагогика сотрудничества». Сейчас учитель не является единственным источником информации для детей, и это обязательно нужно учитывать. Принцип преподавания не в том, чтобы принести ребенку информацию. Он может нажать кнопку на любом гаджете и получить эту информацию гораздо быстрее и, возможно, даже в больших объемах. Ребенка надо удивлять, у учителя должна быть харизма.
– Что изменилось в образовании за период вашей работы?
- Как я уже говорила, изменилась роль учителя, и она изменилась полностью. Это все-таки больше наставник. Человек, который помогает подростку ориентироваться в тех знаниях, которые есть по тому или иному предмету.
Еще начинает меняться роль классного руководителя. Современный классный руководитель управляет не одним коллективом. Он руководит коллективом детей, родителей и педагогов, которые работают с классом. И сейчас, как никогда, важно способствовать профессиональному развитию классных руководителей. Общество должно быть заинтересовано в этом, ведь если будет развиваться классный руководитель, то это все будет передано детям.
– Вы сказали, что классный руководитель управляет тремя коллективами: детьми, родителями и учителями. А с кем легче взаимодействовать – с детьми или родителями?
- Однозначно с детьми. Дети более открыты, меньше додумывают, что им хотели сказать. Современные родители очень продвинутые, любят своих детей, и это правильно – кто, если не родители. Но когда доходит до какой-то серьезной ситуации, тогда «вы с ним поговорите». У нас поколение родителей, которым часто самим еще нужно повзрослеть.
– А как дети изменились?
- Сейчас говорят о поколении «нехочух». Посмотрите на ребят: заканчивая 11 класс, многие знают два языка, играют на музыкальных инструментах, профессионально занимаются дизайном, у некоторых есть свой бизнес. Но когда им задаешь простой вопрос: «Кто ты, кем ты хочешь быть?», они действительно теряются. При таком изобилии им очень сложно себя идентифицировать. Раньше дети знали, чего хотят. Многие отказываются от высшего образования, хотя еще недавно к этому все очень стремились. Или берут паузу, чтобы действительно понять, куда хотят поступать.
Меня радует то, что сейчас много общественных организаций включились в процесс воспитания. И в этом процессе должны обязательно принимать участие родители, причем на равных. Вместе с государством, которое хочет видеть гармоничную и социально ответственную личность. Нужен, наверное, даже институт воспитания, который объединит родителей, общество, детей. И будет единый вектор, чтобы мы понимали, куда мы все вместе идем.
Уже много ребят вовлечены в Юнармию, в конкурс «Большая перемена», «Российское движение школьников». Это действительно расширяет ребятам возможности.
– Воспитательная функция теперь закреплена за школой официально, как вы к этому относитесь?
- Я рада, что во главу угла поставили воспитательный процесс. Нам в дальнейшем жить не с профессионалом (инженером-химиком, журналистом, депутатом), мы живем среди людей. И воспитание человека – это самое главное. Духовные, нравственные ценности, насколько он социализирован и открыт обществу.
– И родители, и школа должны быть включены в воспитание ребенка. А как разграничить, кто что должен делать?
- В разграничении и есть откатывание назад. Нужно пытаться объединиться. Процесс воспитания един. Нужно помнить: и родитель, и учитель, и ребёнок – это прежде всего человек. Человечность – ключ к пониманию.
Платформа «Россия – страна возможностей» предложила тренажер «Учись быть классным» для классных руководителей. Нужно, наверное, создать тренажер «Учись быть родителем», «Учись сотрудничеству семья – школа».
– Сейчас в Пермском крае уже есть Родительский университет, поэтому родителям в воспитании начали помогать. А есть ли какие-то активности в вашем лицее?
- Мы в начале этого пути. Серьезного университета или вечерней школы для родителей у нас пока нет. Но буквально два года назад об этом зашла речь: мы очень нуждаемся во взаимном обучении школы и семьи. В этом нам тоже нужна помощь.
– Как организована внешкольная деятельность в лицее?
- У нас внешкольную деятельность организует парламент (юношеское самоуправление). Эта область реализуется подростками великолепно. Есть киноклуб, спортивный и гитарный клубы, театр, радиостудия, волонтерский отряд и другие.
Организованный досуг детей – это важно, чтобы не было, как в мультфильме про крокодила Гену, когда дети люки от колодцев таскают: «Вам что, совсем нечего делать?» - «Совсем». Общественные движения направлены на организацию свободного досуга ребят, чтобы они чувствовали себя нужными, важными и востребованными. И здесь опять же важен запрос ребят.
– Значит, вы руководствуетесь еще и тем принципом, что запрос должен быть от детей?
- И в классе, и в лицее у нас все с приставкой «со»: сотрудничество, сопричастие. Но бывают и люди, которые не хотят делать так, как делают все. Вот у нас 25 человек пошли на «Семейку Аддамс», а двое пошли на спектакль «Веселые похороны».
– А как сотрудничать как раз с теми, кто всегда против?
- Нужно найти такое мероприятие, поставить такую задачу, где подросток просто не сможет остаться в стороне. Тут важно найти что-то, что человеку очень нравится, но то, что он другим не открыл. И вовлечь его на этом интересе.
У нас в классе был такой ребенок, который вроде со всеми, а вроде и нет. Но когда пришло время мероприятию, которое ему понравилось, он мигом стал со всеми контактировать. И это задача взрослых – заметить такого ребенка, заинтересовать и «забрать» в класс. Это не должно быть очень явно и настойчиво, а опять же по обоюдному согласию. Тут нужно заслужить доверие. Это самый важный элемент в построении отношений.
– Используете ли вы новые технологии в обучении?
- Мне все это очень интересно, не вызывает никакой сложности. Не скажу, что я суперпродвинутый пользователь, но уверенный.
С удовольствием окунаюсь во все новое. Вот, например, TikTok – почему нет, это здорово. Мы тоже снимаем разные видео по подготовке к ЕГЭ: алгоритмы решения тех или иных задач в юмористической или даже трагической форме.
Фото из личного архива Анастасии Кощеевой
Мария КОПУСОВА © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На нижнесергинского школьника всё же завели уголовное дело
Пятница, 15 ноября, 21.47
По парку Маяковского уже можно пройтись на лыжах
Пятница, 15 ноября, 21.00
Пожар выгнал 11 жителей Нижнего Тагила на улицу
Пятница, 15 ноября, 20.38