Виктор Кривошеин: Города, как и люди, требуют трепетного отношения
Эксперт прокомментировал перспективы развития правобережной Перми
14.09.2021
На днях на уровне Приволжского федерального округа прошло совещание с главами субъектов, посвященное перспективам территорий. Речь шла о том, что каждому региону в ближайшее время предстоит выбрать 5 проектов, наиболее значимых с точки зрения социально-экономического развития, которые войдут в сводную дорожную карту ПФО. В числе возможных проектов Прикамья были названы развитие микрорайона Камская долина и всего правобережья в целом, а также строительство третьего моста через Каму.
Прокомментировать возможности этих проектов мы попросили председателя Совета директоров АО «Специализированный застройщик «КОРТРОС-Пермь» Виктора Кривошеина. У нашего эксперта разносторонний опыт работы с инфраструктурными проектами: он был краевым министром, возглавлял Управление Госэкспертизы по Пермскому краю, а сегодня является руководителем крупной строительной компании.
- Виктор Германович, какие проекты в Прикамье, на ваш взгляд, в ближайшие годы могут стать прорывными?
- Безусловно, нам нужны инфраструктурные проекты – это третий мост через Каму, это Северный обход, что позволит транспорту с Верхнекамья не заезжать в город. Несомненно, это вторая очередь Чусовского моста, строительство новой дороги Пермь – Уфа. Это позволит пересечь будущую скоростную трассу Москва – Екатеринбург в районе Чернушки – Куеды. А если говорить о проектах внутри города – это улица Куйбышева.
- Как вы считаете, строительство третьего моста через Каму в створе улицы Крисанова будет способствовать развитию правого берега?
- Необходимость строительства нового моста назрела давно – Коммунальный мост, безусловно, нужно разгружать. Хорошо, что этот проект сегодня обретает реальные черты. И очень важно, что Пермь станет городом двух берегов – сегодня это, по сути, город одного берега. Новый мост позволит расшить эту ситуацию, даст новый импульс развитию всего города, в том числе левого берега. Главное – правильно спроектировать.
- Территория в Камской долине непростая. Возможно ли ее развитие, чтобы Пермь стала городом двух берегов?
- Строить там можно, и общественные здания, и жилье. Наверно, урбанисты должны определить, что нужно для города, в каком направлении он будет развиваться. Но могу сказать, что и у нашей компании есть опыт строительства на таких грунтах. Там можно построить целый район, который будет безопасным и комфортным для жителей.
Естественно, без третьего моста это будет невозможно. Транспортная доступность – это наше все. Как именно будет застраиваться Камская долина – это, наверно, властям виднее. А бизнес готов сотрудничать, помогать в развитии этого района. Город должен расти – это очевидно.
- Как вы относитесь к понятию социальной ответственности застройщиков, подходам, при которых они несут обязательства по строительству школ, больниц, детсадов в районах, где возводят жилье?
- Думаю, здесь надо говорить не только о застройщиках. В моем понимании, в понимании компании, которой я сегодня руковожу, любой бизнес должен быть социально ответственным. Причем не принудительно - это должно быть в крови. При строительстве первого жилого комплекса КОРТРОСа в Перми в 2010-2014 годах – это был квартал на Механошина - мы построили и предали городу детский сад. Уже тогда – хотя тогда еще и речи не было об официальных соглашениях по развитию социальной инфраструктуры. Потом мы реконструировали исторические пассажи в ЖК «АСТРА» - очень дорогой, но важный для города проект. Закончили возводить ЖК «Гулливер» – передали городу парк на 2 гектара, детский сад на 160 мест. Где бы мы ни строили, мы обязательно взаимодействуем с властью, потому что это важно для эффективной работы. И думаем о том, что мы дадим людям, чтобы они чувствовали человеческое отношение со стороны бизнеса. Без этого нельзя развиваться. В моем понимании это так.
- Но бизнес платит налоги, он не обязан вкладываться в социальное развитие…
- Я думаю, надо просто любить свой город. Города, как и люди, требуют доброго, трепетного отношения. Мы любим наш город не только за то, что здесь родились, но и за то, что он меняется, развивается, за то, что нам, жителям, здесь уютно, комфортно и безопасно.
- КОРТРОС много строит в Свердловском районе Перми, в районе улицы Куйбышева. В транспортном смысле улица Куйбышева - одно из самых узких мест в городе. Нужно ли ее расширять и возможно ли это?
- Ее реконструкция очень нужна – там, по сути, «бутылочное горлышко». Но важно хорошо запроектировать и организовать производство работ, чтобы жители не чувствовали неудобств. Если уж власти сделали правильный выбор и реконструировали улицу Героев Хасана, то следующим шагом должно стать расширение параллельной магистрали – улицы Куйбышева.
- Там ведь узко, дома стоят достаточно близко к проезжей части?
- Про кривую дорогу в Большое Савино тоже говорили, что иначе не сделать. А сейчас там хорошая, прямая дорога. Думаю, и здесь тоже можно найти проектное решение. Главное – правильно спроектировать. Это касается любого объекта, и улицы Куйбышева в том числе.
- С вашей точки зрения, куда должна развиваться Пермь, вверх или вширь? Возможны ли решения, при которых жители отдаленных районов не чувствовали бы себя людьми второго сорта?
- Должен быть соблюден баланс между строительством вверх и вширь. Есть примеры строительства высотных зданий, видовых, акцентных, которые олицетворяют город, – таких как Headliner высотой в 31 этаж в ЖК «Гуллливер».
Если говорить про удаленные районы… Надо понять, что такое удаленный район? Для жителей это район, где ничего нет, кроме коробок для жилья. Я себе представляю это не так. Людям должно быть комфортно жить, человек должен получать все услуги, достойное образование, здравоохранение, в том районе, где он живет, учится, работает, гуляет в парках, где дети могут посещать кружки, секции, где происходят культурные события. Если человек в своем районе получает все, что ему нужно, - это уже не отдаленный район. Это район со своими точками притяжения, место, где хочется жить. И, конечно, тут мы снова возвращаемся к транспортной инфраструктуре. Без нее никуда.
Прокомментировать возможности этих проектов мы попросили председателя Совета директоров АО «Специализированный застройщик «КОРТРОС-Пермь» Виктора Кривошеина. У нашего эксперта разносторонний опыт работы с инфраструктурными проектами: он был краевым министром, возглавлял Управление Госэкспертизы по Пермскому краю, а сегодня является руководителем крупной строительной компании.
- Виктор Германович, какие проекты в Прикамье, на ваш взгляд, в ближайшие годы могут стать прорывными?
- Безусловно, нам нужны инфраструктурные проекты – это третий мост через Каму, это Северный обход, что позволит транспорту с Верхнекамья не заезжать в город. Несомненно, это вторая очередь Чусовского моста, строительство новой дороги Пермь – Уфа. Это позволит пересечь будущую скоростную трассу Москва – Екатеринбург в районе Чернушки – Куеды. А если говорить о проектах внутри города – это улица Куйбышева.
- Как вы считаете, строительство третьего моста через Каму в створе улицы Крисанова будет способствовать развитию правого берега?
- Необходимость строительства нового моста назрела давно – Коммунальный мост, безусловно, нужно разгружать. Хорошо, что этот проект сегодня обретает реальные черты. И очень важно, что Пермь станет городом двух берегов – сегодня это, по сути, город одного берега. Новый мост позволит расшить эту ситуацию, даст новый импульс развитию всего города, в том числе левого берега. Главное – правильно спроектировать.
- Территория в Камской долине непростая. Возможно ли ее развитие, чтобы Пермь стала городом двух берегов?
- Строить там можно, и общественные здания, и жилье. Наверно, урбанисты должны определить, что нужно для города, в каком направлении он будет развиваться. Но могу сказать, что и у нашей компании есть опыт строительства на таких грунтах. Там можно построить целый район, который будет безопасным и комфортным для жителей.
Естественно, без третьего моста это будет невозможно. Транспортная доступность – это наше все. Как именно будет застраиваться Камская долина – это, наверно, властям виднее. А бизнес готов сотрудничать, помогать в развитии этого района. Город должен расти – это очевидно.
- Как вы относитесь к понятию социальной ответственности застройщиков, подходам, при которых они несут обязательства по строительству школ, больниц, детсадов в районах, где возводят жилье?
- Думаю, здесь надо говорить не только о застройщиках. В моем понимании, в понимании компании, которой я сегодня руковожу, любой бизнес должен быть социально ответственным. Причем не принудительно - это должно быть в крови. При строительстве первого жилого комплекса КОРТРОСа в Перми в 2010-2014 годах – это был квартал на Механошина - мы построили и предали городу детский сад. Уже тогда – хотя тогда еще и речи не было об официальных соглашениях по развитию социальной инфраструктуры. Потом мы реконструировали исторические пассажи в ЖК «АСТРА» - очень дорогой, но важный для города проект. Закончили возводить ЖК «Гулливер» – передали городу парк на 2 гектара, детский сад на 160 мест. Где бы мы ни строили, мы обязательно взаимодействуем с властью, потому что это важно для эффективной работы. И думаем о том, что мы дадим людям, чтобы они чувствовали человеческое отношение со стороны бизнеса. Без этого нельзя развиваться. В моем понимании это так.
- Но бизнес платит налоги, он не обязан вкладываться в социальное развитие…
- Я думаю, надо просто любить свой город. Города, как и люди, требуют доброго, трепетного отношения. Мы любим наш город не только за то, что здесь родились, но и за то, что он меняется, развивается, за то, что нам, жителям, здесь уютно, комфортно и безопасно.
- КОРТРОС много строит в Свердловском районе Перми, в районе улицы Куйбышева. В транспортном смысле улица Куйбышева - одно из самых узких мест в городе. Нужно ли ее расширять и возможно ли это?
- Ее реконструкция очень нужна – там, по сути, «бутылочное горлышко». Но важно хорошо запроектировать и организовать производство работ, чтобы жители не чувствовали неудобств. Если уж власти сделали правильный выбор и реконструировали улицу Героев Хасана, то следующим шагом должно стать расширение параллельной магистрали – улицы Куйбышева.
- Там ведь узко, дома стоят достаточно близко к проезжей части?
- Про кривую дорогу в Большое Савино тоже говорили, что иначе не сделать. А сейчас там хорошая, прямая дорога. Думаю, и здесь тоже можно найти проектное решение. Главное – правильно спроектировать. Это касается любого объекта, и улицы Куйбышева в том числе.
- С вашей точки зрения, куда должна развиваться Пермь, вверх или вширь? Возможны ли решения, при которых жители отдаленных районов не чувствовали бы себя людьми второго сорта?
- Должен быть соблюден баланс между строительством вверх и вширь. Есть примеры строительства высотных зданий, видовых, акцентных, которые олицетворяют город, – таких как Headliner высотой в 31 этаж в ЖК «Гуллливер».
Если говорить про удаленные районы… Надо понять, что такое удаленный район? Для жителей это район, где ничего нет, кроме коробок для жилья. Я себе представляю это не так. Людям должно быть комфортно жить, человек должен получать все услуги, достойное образование, здравоохранение, в том районе, где он живет, учится, работает, гуляет в парках, где дети могут посещать кружки, секции, где происходят культурные события. Если человек в своем районе получает все, что ему нужно, - это уже не отдаленный район. Это район со своими точками притяжения, место, где хочется жить. И, конечно, тут мы снова возвращаемся к транспортной инфраструктуре. Без нее никуда.
ВВ © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На нижнесергинского школьника всё же завели уголовное дело
Пятница, 15 ноября, 21.47
По парку Маяковского уже можно пройтись на лыжах
Пятница, 15 ноября, 21.00
Пожар выгнал 11 жителей Нижнего Тагила на улицу
Пятница, 15 ноября, 20.38