В Перми назревает «песчаная буря»: на фестивале «Белые ночи» разгорелся религиозный скандал
Скульптор, изобразивший Христа, может быть обвинен в экстремизме
12.07.2012
12 июля в Перми состоялась акция протеста против очередного арт-объекта в центре города. Она прошла в форме одиночного стояния непосредственно возле спорного художественного произведения, в парке песчаных скульптур на городской эспланаде. Сам объект представляет собою вариацию на тему Нагорной проповеди и анфас выглядит как скульптура сидящего Христа. Все нюансы – с тыла. За спиной Иисус прячет третью руку, которой и показывает кукиш толпящимся возле пьедестала песчаным овцам.
Напомним, что в течение последнего месяца в Перми проходил широко разрекламированный фестиваль «Белые ночи». Он включал десятки шоу, перформансов, уличных спектаклей и прочих отдельных проектов. Одним из таких проектов и стал парк песчаных скульптур. Для участия в масштабном творческом мероприятии, помимо местных скульпторов, собрались художники из разных городов. Финансировалось все это творчество из краевого бюджета – из расчета 20 тысяч рублей за произведение. А приезжие авторы, кроме того, получали еще и бесплатный стол и кров. Впрочем, подложил «мину замедленного действия» под весь проект как раз местный автор.
Казалось бы, спор о том, имеет ли художник право на самовыражение, давно решен. Однако особые обстоятельства вынудили пермяков вернуться к нему. Уже два года представители современного искусства не вылезают из города, наводняя улицы красными деревянными человечками, кирпичными яблоками и навозными жуками из автомобильных покрышек. Не то чтобы кто-то был против. Скорее пермяки сопротивлялись попыткам внушить им, что все это – художественные произведения, вполне достойные оплаты из краевого бюджета.
Это изображение в последние дни бьет рекорды по количеству просмотров и пересылок
Попытки эти успеха не имели, и значительная часть горожан осталась при своем: самовыражаться художникам можно, но не в общественных местах. И, разумеется, за свой счет.
Словом, новаторский образ «Иисуса с кукишем» упал на благодатную почву застарелого социокультурного конфликта. Скульптура вызвала возмущение верующих – первыми на нее обратили внимание представители объединения православной молодежи. Затем к теме быстро подключились активисты гражданского общества. Представителей СМИ особо заинтересовал вопрос о финансировании скандального арт-объекта и согласовании проекта с организаторами фестиваля. Правоохранительные органы Перми решают вопрос о возбуждении уголовного дела по факту религиозного экстремизма.
Как удалось выяснить, бюджетные деньги действительно были, и распределялись они через союз архитекторов. Поэтому естественно предположить, что художники должны были представить в эту организацию эскизы будущих шедевров. Но тут организаторы фестиваля сильно путаются в показаниях. Кто-то видел эти эскизы, кто-то считает, что их и вовсе не было.
Ясность внес автор скандального произведения Всеволод Аверкиев:
– В эскизах фиги не было – была другая концепция…
Надо полагать, художник вряд ли получил бы одобрение, представь он на суд коллег то, что сегодня можно наблюдать в центре города.
– Вся русская культура построена на православии, – напоминает протоиерей отец Игорь Ануфриев, проректор Пермской духовной семинарии. – Так что речь идет об оскорблении чувств не только верующих, но и всех людей. То, что произошло в Перми, – вопиющий факт нашей действительности.
Так выглядит скандальное произведение анфас
Сам скульптор излагает свою концепцию и вообще особенности взаимоотношений с миром путано, но интересно: «Я не согласен с критикой этой работы. Оплачено из бюджета – ну и что? Это не протест против христианства. Что мне христианство – оно мне до лампочки, это христианство».
Оно и понятно – что взять с художника. Он имеет право на собственный взгляд – в том числе, наверно, и на эпатаж. Тем больше вопросов к оргкомитету фестиваля и специалистам, отвечавшим за художественную часть, например, к арт-директору Владимиру Гурфинкелю. Ведь эпатаж именно и рассчитан на оскорбление чувств окружающих. Так что последствия вполне можно было предвидеть.
Напомним, что в течение последнего месяца в Перми проходил широко разрекламированный фестиваль «Белые ночи». Он включал десятки шоу, перформансов, уличных спектаклей и прочих отдельных проектов. Одним из таких проектов и стал парк песчаных скульптур. Для участия в масштабном творческом мероприятии, помимо местных скульпторов, собрались художники из разных городов. Финансировалось все это творчество из краевого бюджета – из расчета 20 тысяч рублей за произведение. А приезжие авторы, кроме того, получали еще и бесплатный стол и кров. Впрочем, подложил «мину замедленного действия» под весь проект как раз местный автор.
Казалось бы, спор о том, имеет ли художник право на самовыражение, давно решен. Однако особые обстоятельства вынудили пермяков вернуться к нему. Уже два года представители современного искусства не вылезают из города, наводняя улицы красными деревянными человечками, кирпичными яблоками и навозными жуками из автомобильных покрышек. Не то чтобы кто-то был против. Скорее пермяки сопротивлялись попыткам внушить им, что все это – художественные произведения, вполне достойные оплаты из краевого бюджета.
Попытки эти успеха не имели, и значительная часть горожан осталась при своем: самовыражаться художникам можно, но не в общественных местах. И, разумеется, за свой счет.
Словом, новаторский образ «Иисуса с кукишем» упал на благодатную почву застарелого социокультурного конфликта. Скульптура вызвала возмущение верующих – первыми на нее обратили внимание представители объединения православной молодежи. Затем к теме быстро подключились активисты гражданского общества. Представителей СМИ особо заинтересовал вопрос о финансировании скандального арт-объекта и согласовании проекта с организаторами фестиваля. Правоохранительные органы Перми решают вопрос о возбуждении уголовного дела по факту религиозного экстремизма.
Как удалось выяснить, бюджетные деньги действительно были, и распределялись они через союз архитекторов. Поэтому естественно предположить, что художники должны были представить в эту организацию эскизы будущих шедевров. Но тут организаторы фестиваля сильно путаются в показаниях. Кто-то видел эти эскизы, кто-то считает, что их и вовсе не было.
Ясность внес автор скандального произведения Всеволод Аверкиев:
– В эскизах фиги не было – была другая концепция…
Надо полагать, художник вряд ли получил бы одобрение, представь он на суд коллег то, что сегодня можно наблюдать в центре города.
– Вся русская культура построена на православии, – напоминает протоиерей отец Игорь Ануфриев, проректор Пермской духовной семинарии. – Так что речь идет об оскорблении чувств не только верующих, но и всех людей. То, что произошло в Перми, – вопиющий факт нашей действительности.
Сам скульптор излагает свою концепцию и вообще особенности взаимоотношений с миром путано, но интересно: «Я не согласен с критикой этой работы. Оплачено из бюджета – ну и что? Это не протест против христианства. Что мне христианство – оно мне до лампочки, это христианство».
Оно и понятно – что взять с художника. Он имеет право на собственный взгляд – в том числе, наверно, и на эпатаж. Тем больше вопросов к оргкомитету фестиваля и специалистам, отвечавшим за художественную часть, например, к арт-директору Владимиру Гурфинкелю. Ведь эпатаж именно и рассчитан на оскорбление чувств окружающих. Так что последствия вполне можно было предвидеть.
Максим Карцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07