В мэрии Екатеринбурга рассказали про деньги на свои «хотелки»
В «сером доме» спланировали жизнь на три года вперед
24.11.2015
«Жить будем хорошо и долго», – обещает администрация Екатеринбурга, представив прогноз социально-экономического развития на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов. Депутаты не верят. Как тут поверишь, если после доклада начальника департамента экономики администрации Алексея Прядеина появилось больше вопросов, чем ответов. Депутат ЕГД Константин Киселев задал докладчику вопрос: «Насколько ваши прошлые прогнозы совпадали с реальностью?» Но чиновник решил промолчать, отметив лишь, что сценарий развития всегда основывается на действующих показателях.
Зачем тогда было составлять прогноз на три года вперед – не совсем понятно. Например, еще пару месяцев никто не мог предугадать, что Россия станет участником боевых операций в Сирии, что в последующем может отразиться на курсе валют, котировках нефти и на бюджете государства, и составителям придется заново менять направления бюджетной и налоговой политики. Вероятно, либо у профильных специалистов мэрии слишком много времени, и пора оптимизировать ее состав, либо у них дар предвидения, чем не могут похвастаться коллеги со всей России, которые послушались совета Государственной думы не составлять финансовых планов на трехлетний период.
На самом деле чиновников стоит поблагодарить: они со всей ответственностью подошли к планированию доходов и расходов. Ведь чужие деньги всегда считать легче. 46,6% поступлений в бюджет Екатеринбурга составят средства из вышестоящих источников финансирования. По сути, половина всех доходов города формируется за счет федерации и области, в чьи кошельки любит заглядывать замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский. По его мнению, бюджетное бремя полностью лежит на уральской столице, хотя если следовать логике, то жители должны были влачить жалкое существование – в этом году собственные доходы областного центра стали самыми низкими за последние восемь лет и продолжат уменьшаться.
Например, согласно прогнозу, поступления в бюджет города от использования государственного и муниципального имущества и продажи материальных и нематериальных активов будут падать. Сдача в аренду муниципальной земли и помещений, их продажа давно вызывают нарекания со стороны горожан, возмущающихся неэффективностью использования собственности. Проверить и проконтролировать действия чиновников не представляется возможным, так как в открытом доступе до сих пор нет реестра помещений, которыми распоряжается муниципалитет.
Еще одна строка доходов, за счет которой можно пополнить бюджет, – штрафы, санкции и возмещение ущерба, взыскиваемые уполномоченными органами, – также не используется городом в должной мере. По сценарию развития, до 2018 года они останутся на прежнем уровне, хотя в условиях сложной экономической ситуации применение этого рычага стало бы эффективным инструментом для привлечения дополнительных средств. Как говорится, было бы желание.
В своем прогнозе чиновники расставили приоритеты. Например, существенно сократится финансирование здравоохранения и ЖКХ – на 300 миллионов по сравнению с текущим годом, ожидается снижение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Плачевный опыт трагедии в Париже, вероятно, не стал уроком, хотя угроза террористических актов сейчас находится на уровне 2000-х годов, когда ваххабиты взрывали дома и захватывали заложников. К сожалению, по мнению экономистов администрации Екатеринбурга, в городе будет расти безработица, зато вырастет средняя заработная плата. Если сейчас в областном центре она составляет 41 500 рублей, то через три года, по планам чиновников, достигнет 54 800 рублей.
Расти будет не только зарплата, но и количество предприятий малого бизнеса, уверены городские чиновники. Правда, постановление сити-менеджера Александра Якоба об объединении муниципальных аптек в единый МУП говорит об обратном, а совсем не о стимулировании и развитии предпринимательства.
– Вместо того, чтобы дать им возможность развиваться и обеспечивать рабочие места, платить налоги, пополняя бюджет, мы лишь увеличим на него дополнительную нагрузку, – считает депутат Екатеринбургской городской думы Константин Киселев. – У нас в городе предпринимается недостаточно усилий для улучшения предпринимательского климата. Раньше пытались ликвидировать частные детские садики, которые платят налоги, хотя они успешны и готовы развиваться.
Область не скупится
В сложившихся условиях тотального дефицита средств в городской казне область решила субсидировать отдельные направления деятельности, чтобы заявленные администрацией Екатеринбурга параметры были выполнены. В первую очередь это касается реализации важнейших социальных проектов в сфере образования, ЖКХ, социальной политики и дорожного строительства. Например, общие субвенции на детские сады и школы вырастут на 2,7 миллиарда рублей, из которых 700 миллионов пойдут на обеспечение питание школьников (в текущем году ученики «съели» на 155 млн руб. меньше). На реконструкцию спортивных объектов будет выделено порядка 100 миллионов рублей (увеличение на 25 млн).
Не поскупилась область на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог в уральской столице. В 2016 году на эти цели будет выделено 1,6 млрд руб., что на 600 млн руб. больше, чем годом ранее. При этом сам муниципалитет готов выделить лишь 400 млн руб., несмотря на требования автомобилистов восстановить дорожное покрытие хотя бы на гостевом маршруте, чтобы не позориться перед гостями города.
Конечно, «хотелки» Екатеринбурга в разы больше, но казна «не резиновая», поэтому придется довольствоваться тем, что есть.
– Сохраняется социальный характер бюджета как Свердловской области, так и муниципальных образований, в том числе Екатеринбурга. Денег всегда не хватает, потому в любые времена объем желаний превышает доходы. Формирование бюджета – это поиск компромисса между возможностями и желаниями. Сейчас на областном уровне согласительные комиссии продолжают свою работу, муниципалитеты принимают участие. Я заходил в Заксобрание в выходные – и в субботу и в воскресенье депутаты ЗССО со своими коллегами проводили рабочие группы. У них очень большой объем работ: в регионе 94 муниципалитета, у каждого свой бюджет, и проблемы и пожелания каждого по максимуму надо учесть, и, конечно же, Екатеринбургу также оказывается необходимая помощь. В каждом случае будет найдено грамотное, сбалансированное решение, но на все денег не хватит, это надо понимать, – говорит первый заместитель руководителя администрации свердловского губернатора, специальный представитель главы региона по взаимодействию с Екатеринбургской городской Думой Вадим Дубичев.
Он также прокомментировал нашумевший вопрос о компенсации затрат транспортным компаниям на перевозку льготников, который в своих интересах уже попытались использовать ряд скандальных политиков. Несмотря на попытки спровоцировать шумиху вокруг обсуждения этого вопроса, было принято консолидированное решение. По итогам согласительных процедур учтен ряд предложений по поддержке муниципальных льготников. Так, в расходных полномочиях Екатеринбурга предусмотрены соответствующие средства – почти миллиард рублей – для возмещения части затрат транспортникам, перевозящим муниципальных льготников.
Если город не может справиться…
– Екатеринбургу не хватает своих денег для обеспечения льготного проезда в общественном транспорте, это льгота муниципальная, и область будет помогать – как помогала в этом и в прошлом году. Но надо помнить, что никаких социальных обязательств у области перед городом нет, есть межбюджетные взаимоотношения. У каждого уровня власти свой объем полномочий, свои доходные источники, и там, где город не может справляться по своим обязанностям, другие уровни власти приходят на помощь, – заявил Вадим Дубичев.
Депутаты, присутствовавшие на обсуждении прогноза социально-экономического развития, хоть и проголосовали за предложенный сценарий, но не удержались от критики. Они не понимают, за счет чего, например, увеличится прирост населения, когда в последние годы увеличивается смертность. За счет мигрантов?
Аналогичная ситуация с зарплатами и сокращением количества наркозависимых. Чиновники не смогли объяснить, как снизить численность наркоманов и алкоголиков, когда, по статистике, с 2013 года их число увеличивается. Роман Шадрин, назначенный недавно директором ЦПКиО, возмутился озвученными цифрами, согласно которым зарплата представителей культуры будет увеличена до 39,5 тыс. рублей: «Откуда вы берете такие цифры? Вы деньгами нам поможете? Сейчас эту сумму озвучили, а потом люди будут у меня их требовать – у нас средняя зарплата сейчас не больше 29 тысяч».
Зачем тогда было составлять прогноз на три года вперед – не совсем понятно. Например, еще пару месяцев никто не мог предугадать, что Россия станет участником боевых операций в Сирии, что в последующем может отразиться на курсе валют, котировках нефти и на бюджете государства, и составителям придется заново менять направления бюджетной и налоговой политики. Вероятно, либо у профильных специалистов мэрии слишком много времени, и пора оптимизировать ее состав, либо у них дар предвидения, чем не могут похвастаться коллеги со всей России, которые послушались совета Государственной думы не составлять финансовых планов на трехлетний период.
На самом деле чиновников стоит поблагодарить: они со всей ответственностью подошли к планированию доходов и расходов. Ведь чужие деньги всегда считать легче. 46,6% поступлений в бюджет Екатеринбурга составят средства из вышестоящих источников финансирования. По сути, половина всех доходов города формируется за счет федерации и области, в чьи кошельки любит заглядывать замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский. По его мнению, бюджетное бремя полностью лежит на уральской столице, хотя если следовать логике, то жители должны были влачить жалкое существование – в этом году собственные доходы областного центра стали самыми низкими за последние восемь лет и продолжат уменьшаться.
Например, согласно прогнозу, поступления в бюджет города от использования государственного и муниципального имущества и продажи материальных и нематериальных активов будут падать. Сдача в аренду муниципальной земли и помещений, их продажа давно вызывают нарекания со стороны горожан, возмущающихся неэффективностью использования собственности. Проверить и проконтролировать действия чиновников не представляется возможным, так как в открытом доступе до сих пор нет реестра помещений, которыми распоряжается муниципалитет.
Еще одна строка доходов, за счет которой можно пополнить бюджет, – штрафы, санкции и возмещение ущерба, взыскиваемые уполномоченными органами, – также не используется городом в должной мере. По сценарию развития, до 2018 года они останутся на прежнем уровне, хотя в условиях сложной экономической ситуации применение этого рычага стало бы эффективным инструментом для привлечения дополнительных средств. Как говорится, было бы желание.
В своем прогнозе чиновники расставили приоритеты. Например, существенно сократится финансирование здравоохранения и ЖКХ – на 300 миллионов по сравнению с текущим годом, ожидается снижение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Плачевный опыт трагедии в Париже, вероятно, не стал уроком, хотя угроза террористических актов сейчас находится на уровне 2000-х годов, когда ваххабиты взрывали дома и захватывали заложников. К сожалению, по мнению экономистов администрации Екатеринбурга, в городе будет расти безработица, зато вырастет средняя заработная плата. Если сейчас в областном центре она составляет 41 500 рублей, то через три года, по планам чиновников, достигнет 54 800 рублей.
Расти будет не только зарплата, но и количество предприятий малого бизнеса, уверены городские чиновники. Правда, постановление сити-менеджера Александра Якоба об объединении муниципальных аптек в единый МУП говорит об обратном, а совсем не о стимулировании и развитии предпринимательства.
– Вместо того, чтобы дать им возможность развиваться и обеспечивать рабочие места, платить налоги, пополняя бюджет, мы лишь увеличим на него дополнительную нагрузку, – считает депутат Екатеринбургской городской думы Константин Киселев. – У нас в городе предпринимается недостаточно усилий для улучшения предпринимательского климата. Раньше пытались ликвидировать частные детские садики, которые платят налоги, хотя они успешны и готовы развиваться.
Область не скупится
В сложившихся условиях тотального дефицита средств в городской казне область решила субсидировать отдельные направления деятельности, чтобы заявленные администрацией Екатеринбурга параметры были выполнены. В первую очередь это касается реализации важнейших социальных проектов в сфере образования, ЖКХ, социальной политики и дорожного строительства. Например, общие субвенции на детские сады и школы вырастут на 2,7 миллиарда рублей, из которых 700 миллионов пойдут на обеспечение питание школьников (в текущем году ученики «съели» на 155 млн руб. меньше). На реконструкцию спортивных объектов будет выделено порядка 100 миллионов рублей (увеличение на 25 млн).
Не поскупилась область на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог в уральской столице. В 2016 году на эти цели будет выделено 1,6 млрд руб., что на 600 млн руб. больше, чем годом ранее. При этом сам муниципалитет готов выделить лишь 400 млн руб., несмотря на требования автомобилистов восстановить дорожное покрытие хотя бы на гостевом маршруте, чтобы не позориться перед гостями города.
Конечно, «хотелки» Екатеринбурга в разы больше, но казна «не резиновая», поэтому придется довольствоваться тем, что есть.
– Сохраняется социальный характер бюджета как Свердловской области, так и муниципальных образований, в том числе Екатеринбурга. Денег всегда не хватает, потому в любые времена объем желаний превышает доходы. Формирование бюджета – это поиск компромисса между возможностями и желаниями. Сейчас на областном уровне согласительные комиссии продолжают свою работу, муниципалитеты принимают участие. Я заходил в Заксобрание в выходные – и в субботу и в воскресенье депутаты ЗССО со своими коллегами проводили рабочие группы. У них очень большой объем работ: в регионе 94 муниципалитета, у каждого свой бюджет, и проблемы и пожелания каждого по максимуму надо учесть, и, конечно же, Екатеринбургу также оказывается необходимая помощь. В каждом случае будет найдено грамотное, сбалансированное решение, но на все денег не хватит, это надо понимать, – говорит первый заместитель руководителя администрации свердловского губернатора, специальный представитель главы региона по взаимодействию с Екатеринбургской городской Думой Вадим Дубичев.
Он также прокомментировал нашумевший вопрос о компенсации затрат транспортным компаниям на перевозку льготников, который в своих интересах уже попытались использовать ряд скандальных политиков. Несмотря на попытки спровоцировать шумиху вокруг обсуждения этого вопроса, было принято консолидированное решение. По итогам согласительных процедур учтен ряд предложений по поддержке муниципальных льготников. Так, в расходных полномочиях Екатеринбурга предусмотрены соответствующие средства – почти миллиард рублей – для возмещения части затрат транспортникам, перевозящим муниципальных льготников.
Если город не может справиться…
– Екатеринбургу не хватает своих денег для обеспечения льготного проезда в общественном транспорте, это льгота муниципальная, и область будет помогать – как помогала в этом и в прошлом году. Но надо помнить, что никаких социальных обязательств у области перед городом нет, есть межбюджетные взаимоотношения. У каждого уровня власти свой объем полномочий, свои доходные источники, и там, где город не может справляться по своим обязанностям, другие уровни власти приходят на помощь, – заявил Вадим Дубичев.
Депутаты, присутствовавшие на обсуждении прогноза социально-экономического развития, хоть и проголосовали за предложенный сценарий, но не удержались от критики. Они не понимают, за счет чего, например, увеличится прирост населения, когда в последние годы увеличивается смертность. За счет мигрантов?
Аналогичная ситуация с зарплатами и сокращением количества наркозависимых. Чиновники не смогли объяснить, как снизить численность наркоманов и алкоголиков, когда, по статистике, с 2013 года их число увеличивается. Роман Шадрин, назначенный недавно директором ЦПКиО, возмутился озвученными цифрами, согласно которым зарплата представителей культуры будет увеличена до 39,5 тыс. рублей: «Откуда вы берете такие цифры? Вы деньгами нам поможете? Сейчас эту сумму озвучили, а потом люди будут у меня их требовать – у нас средняя зарплата сейчас не больше 29 тысяч».
Иван Морозов © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07
Травмированной на Свердловской железной дороге пенсионерке выплатят компенсацию
Среда, 27 ноября, 19.48