А посчитать не пробовали? Деньги Екатеринбурга утекают в «черные дыры» мэрии
Чиновники мэрии вместо работы над своими ошибками бросили силы на информационные войны
21.11.2013
Пытаясь получить дополнительные средства из областного бюджета, в администрации Екатеринбурга «забывают», сколько неучтенных миллиардов ежегодно не попадает в муниципальный бюджет. Мы каждый день видим десятки и сотни объектов, доход от которых должен поступать в муниципальный бюджет. Должен, но не поступает! О том, как и где греют руки муниципальные чиновники, читайте в нашем материале.
Чем ближе очередные слушания по областному бюджету, тем большую истерию устраивают близкие к администрации Екатеринбурга политики и СМИ. Однако эксперты и участники бюджетного процесса замечают, что пиар-атака мэрии не более чем «дымовая завеса», цель которой – скрыть ежегодные многомиллиардные хищения средств, которые просто не доходят до городского бюджета.
Как выяснилось при детальном рассмотрении документов, область с каждым годом увеличивает финансирование города, невзирая на падение доходов, в то время как муниципальные чиновники упускают даже те деньги, которые гарантированно могли бы пополнить городскую казну, но вместо этого наполняют карманы коррумпированных коллег.
Екатеринбургская администрация в войне за бюджетные деньги заставила весь город выучить цифру «7 миллиардов рублей». По мнению чиновников «серого дома», именно столько они недополучат в будущем году от области. Правда, в качестве обоснования своих претензий в мэрии почему-то приводят не подсчеты с конкретными цифрами, а предпочитают играть на эмоциях и устраивать публичные перформансы по типу выключения света в окнах мэрии. Мы решили проверить, насколько оправданны заявления городских бюрократов. Оказалось, что в городском бюджете слишком много «черных дыр».
Сколько тратит Екатеринбург?
Начнем с расходов на Екатеринбург средств областного бюджета. Напомним, одним из любимых доводов мэрии является бесконечное повторение тезиса о том, что область забирает у города все больше и больше денег. Если сравнивать 2012 год с 2013-м, то надо признать, что некоторая логика в этих высказываниях есть. Если в прошлом году доходы облбюджета с территории Екатеринбурга составили 96,5 млрд рублей, то в этом году запланировано 97,5 млрд рублей. На целый миллиард больше. Но стоит только посмотреть на проект бюджета Свердловской области на 2014 год, как выясняется, что риторика городских чиновников основана на чем угодно, но только не на реальных цифрах – в следующем году с территории Екатеринбурга планируется получить не более чем 95,6 млрд рублей – даже меньше, чем два года назад, несмотря на инфляцию и гордые заявления мэрии о «развитии бизнеса и экономики».
При этом расходы области на Екатеринбург наоборот, растут год от года. Если в 2012 году они составляли 43,8 млрд рублей, то в этом году показатель увеличился сразу на 13 миллиардов – до 56,8 млрд рублей. Несмотря на то, что доходы с территории Екатеринбурга падают, область не отказывается от своих планов, и в следующем году на расходы города будет выделено уже 58,6 млрд рублей.
И это далеко не все подсчеты. Оказывается, в Свердловской области, согласно бюджету, в 2014 году намечается… увеличение поступлений в бюджет. А в Екатеринбурге, наоборот, предполагается снижение доходов. Тут не лишним будет вспомнить, какие процессы происходят в это кризисное время на территории области, где расположено огромное количество предприятий металлургического и машиностроительного комплекса. А именно эти предприятия сегодня вынуждены снижать объемы производства и сокращать персонал. Вспомним хотя бы печальные события, которые сегодня происходят на Богословском алюминиевом заводе в связи с закрытием там электролизного производства. Но даже на этом фоне Свердловская область планирует увеличить доходы по сравнению с 2013 годом! Возникает вопрос: какие же такие крупные предприятия и какой сферы снижают объемы производства и закрываются, что в Екатеринбурге намечается падение доходов? И нет ли здесь лукавства: игры со статистикой хорошо знакомы бюрократам из мэрии, когда речь идет о дележе бюджетного пирога…
«Черные дыры» екатеринбургского бюджета
Изучение городского хозяйства заставляет экспертов схватиться за голову – по их мнению, мэрия откровенно игнорирует ряд источников дохода, причем не исключено, что делается это в коррупционных целях. Ведь не учтенные администрацией доходы автоматически превращаются в источники столь любимого коррупционерами «черного нала». Мы остановимся лишь на некоторых «провалах» в бюджетной политике Екатеринбурга.
На одном из первых мест – «объекты нестационарной торговли». Иначе говоря, киоски и павильоны на улицах Екатеринбурга. Еще год назад выяснилось, что около 4 тысяч из них стоят на земле, не поставленной на кадастровый учет, то есть просто не платят за землю. Впрочем, по мнению депутата Заксобрания Свердловской области Евгения Артюха, стоит внимательнее изучить ситуацию и поискать подводные течения.
– Попробуйте представить себе, что кто-то в городе поставил киоск, ни с кем из чиновников это не согласовав. Согласитесь, очень трудно в такое поверить. Не исключено, что платят-то за киоски нормальные ставки, только идет это мимо кассы, – предполагает депутат.
Действительно, достаточно открыть в Интернете публичную кадастровую карту, найти на ней Екатеринбург, чтоб выяснить: крайне редко земле под конкретным киоском присвоен собственный кадастровый номер. Тем не менее торговые точки работают. Что это значит на практике? Это значит, что деньги за аренду этой муниципальной земли идут мимо бюджетной кассы. Кому они платятся – догадаться не трудно.
Нелегальные стоянки и автомойки также являются кормушкой коррупционеров, также лишают денег бюджет Екатеринбурга. Попробуйте найти кадастровый номер под нелегальными автостоянками и автомойками! При этом местные чиновники делают вид, что нарушений нет, уверяет депутат Заксобрания Андрей Альшевских, приводя в пример автомойку во дворе частного дома в Екатеринбурге, а затем – автостоянку, которая, как феникс, возрождается после каждой проверки с абсолютным отсутствием реакции чиновников.
Предприниматели настолько уверены в себе, что не стесняются «возрождать» свой бизнес даже после милицейских рейдов. Любопытно, правда, откуда у мелких коммерсантов столько храбрости?
Цена вопроса – миллиарды рублей!
О бардаке с управлением земельными участками говорит и известный политолог, кандидат экономических наук Александр Предеин.
– Мэрия настаивает, что их обделили, отняли у них доходы, но надо понимать, что доходы состоят из налоговых и неналоговых. В первом случае администратором является Федеральная налоговая служба, а вот неналоговые доходы, которые состоят из той же арендной платы и так далее, – эти доходы администрация города администрирует сама, и делает это из рук вон плохо. И киоски, и нелегальные, а зачастую и легальные, стоянки находятся во многих случаях на землях, которые не поставлены на кадастровый учет. Проще говоря, они не платят за землю. По очень предварительным оценкам, только на этом город теряет порядка 1,5-2 млрд рублей, – считает Александр Предеин.
Еще одна претензия к городским властям со стороны депутатов – отсутствие работы с крупными торговыми центрами. В Екатеринбурге их десятки, и каждый год открываются новые, но если верить отчетам собственников, то это чуть ли не убыточный бизнес.
– О том, что с торговыми центрами надо работать и улучшать собираемость налогов, говорится уже давно. Сейчас по обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей Екатеринбург занимает 4-е место в России, обгоняя даже Москву. Зато по количеству собранных с ТРЦ налогов мы находимся в самом конце списка. Простой пример: в центре Екатеринбурга, включая Южный автовокзал, находится около 17 ТРЦ. Знаете, сколько они платят налогов? Около 50 миллионов на всех. Это не только НДФЛ, по которому у города тоже есть какие-то претензии, это все налоги, включая налог на прибыль и т. п., – уточнил Евгений Артюх.
Муниципальное имущество – terra incognita
Большие сомнения у экспертов возникают и по поводу способностей рационально использовать собственное имущество. В собственности у Екатеринбурга до сих пор остается огромное количество недвижимости, которая сдается в аренду на крайне странных условиях. Даже сам перечень объектов, которым распоряжается департамент по управлению муниципальным имуществом, по какой-то причине недоступен ни горожанам, ни депутатам городской думы! А у многих депутатов есть большие сомнения по поводу того, что объекты сдаются в аренду по рыночным ценам.
– В Екатеринбурге крайне непрозрачна деятельность ДУМИ – Департамента по управлению муниципальным имуществом (недавно он назывался ЕКУГИ – Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом). Реестр муниципального имущества является какой-то страшной тайной, и никто, кроме этих чиновников, не знает, как и на каких условиях это имущество распределяется, какие там ставки аренды и прочие условия, – объясняет Александр Предеин. – Между тем сайты недвижимости просто пестрят объявлениями типа «продам право аренды ДУМИ, ЕКУГИ», а в ряде случаев продаются фирмы с уже заключенными договорами.
Можно сделать вывод, считает Предеин, что администрацией уже налажена система работы с посредниками, которые получают помещения по низким муниципальным арендным ставкам и затем продают аренду уже по рыночным расценкам.
– Если персонифицировать ситуацию, то все поднятые вопросы относятся к экономическому блоку, за который отвечает Александр Высокинский, который вместо пиара мог бы уже и поработать, – заявляет политолог.
Завершая обзор основных упущенных мэрией доходов, напомним, что и расходы городского бюджета тоже вызывают много вопросов у депутатов гордумы. На днях стало известно о депутатском запросе по поводу обоснованности предоставления муниципальных гарантий на три с лишним миллиарда рублей МУПу «Водоканал», директор которого находится под следствием. Как отметил зампредседателя комиссии по бюджету и экономполитике гордумы Александр Косинцев, инвестпрограмма «Водоканала» реализуется уже несколько лет, но качество воды до сих пор оставляет желать лучшего, и в такой ситуации стоило бы проверить, насколько эффективно расходуются средства предприятием, подконтрольным чиновникам Екатеринбурга.
Чем ближе очередные слушания по областному бюджету, тем большую истерию устраивают близкие к администрации Екатеринбурга политики и СМИ. Однако эксперты и участники бюджетного процесса замечают, что пиар-атака мэрии не более чем «дымовая завеса», цель которой – скрыть ежегодные многомиллиардные хищения средств, которые просто не доходят до городского бюджета.
Как выяснилось при детальном рассмотрении документов, область с каждым годом увеличивает финансирование города, невзирая на падение доходов, в то время как муниципальные чиновники упускают даже те деньги, которые гарантированно могли бы пополнить городскую казну, но вместо этого наполняют карманы коррумпированных коллег.
Екатеринбургская администрация в войне за бюджетные деньги заставила весь город выучить цифру «7 миллиардов рублей». По мнению чиновников «серого дома», именно столько они недополучат в будущем году от области. Правда, в качестве обоснования своих претензий в мэрии почему-то приводят не подсчеты с конкретными цифрами, а предпочитают играть на эмоциях и устраивать публичные перформансы по типу выключения света в окнах мэрии. Мы решили проверить, насколько оправданны заявления городских бюрократов. Оказалось, что в городском бюджете слишком много «черных дыр».
Сколько тратит Екатеринбург?
Начнем с расходов на Екатеринбург средств областного бюджета. Напомним, одним из любимых доводов мэрии является бесконечное повторение тезиса о том, что область забирает у города все больше и больше денег. Если сравнивать 2012 год с 2013-м, то надо признать, что некоторая логика в этих высказываниях есть. Если в прошлом году доходы облбюджета с территории Екатеринбурга составили 96,5 млрд рублей, то в этом году запланировано 97,5 млрд рублей. На целый миллиард больше. Но стоит только посмотреть на проект бюджета Свердловской области на 2014 год, как выясняется, что риторика городских чиновников основана на чем угодно, но только не на реальных цифрах – в следующем году с территории Екатеринбурга планируется получить не более чем 95,6 млрд рублей – даже меньше, чем два года назад, несмотря на инфляцию и гордые заявления мэрии о «развитии бизнеса и экономики».
При этом расходы области на Екатеринбург наоборот, растут год от года. Если в 2012 году они составляли 43,8 млрд рублей, то в этом году показатель увеличился сразу на 13 миллиардов – до 56,8 млрд рублей. Несмотря на то, что доходы с территории Екатеринбурга падают, область не отказывается от своих планов, и в следующем году на расходы города будет выделено уже 58,6 млрд рублей.
И это далеко не все подсчеты. Оказывается, в Свердловской области, согласно бюджету, в 2014 году намечается… увеличение поступлений в бюджет. А в Екатеринбурге, наоборот, предполагается снижение доходов. Тут не лишним будет вспомнить, какие процессы происходят в это кризисное время на территории области, где расположено огромное количество предприятий металлургического и машиностроительного комплекса. А именно эти предприятия сегодня вынуждены снижать объемы производства и сокращать персонал. Вспомним хотя бы печальные события, которые сегодня происходят на Богословском алюминиевом заводе в связи с закрытием там электролизного производства. Но даже на этом фоне Свердловская область планирует увеличить доходы по сравнению с 2013 годом! Возникает вопрос: какие же такие крупные предприятия и какой сферы снижают объемы производства и закрываются, что в Екатеринбурге намечается падение доходов? И нет ли здесь лукавства: игры со статистикой хорошо знакомы бюрократам из мэрии, когда речь идет о дележе бюджетного пирога…
«Черные дыры» екатеринбургского бюджета
Изучение городского хозяйства заставляет экспертов схватиться за голову – по их мнению, мэрия откровенно игнорирует ряд источников дохода, причем не исключено, что делается это в коррупционных целях. Ведь не учтенные администрацией доходы автоматически превращаются в источники столь любимого коррупционерами «черного нала». Мы остановимся лишь на некоторых «провалах» в бюджетной политике Екатеринбурга.
На одном из первых мест – «объекты нестационарной торговли». Иначе говоря, киоски и павильоны на улицах Екатеринбурга. Еще год назад выяснилось, что около 4 тысяч из них стоят на земле, не поставленной на кадастровый учет, то есть просто не платят за землю. Впрочем, по мнению депутата Заксобрания Свердловской области Евгения Артюха, стоит внимательнее изучить ситуацию и поискать подводные течения.
– Попробуйте представить себе, что кто-то в городе поставил киоск, ни с кем из чиновников это не согласовав. Согласитесь, очень трудно в такое поверить. Не исключено, что платят-то за киоски нормальные ставки, только идет это мимо кассы, – предполагает депутат.
Действительно, достаточно открыть в Интернете публичную кадастровую карту, найти на ней Екатеринбург, чтоб выяснить: крайне редко земле под конкретным киоском присвоен собственный кадастровый номер. Тем не менее торговые точки работают. Что это значит на практике? Это значит, что деньги за аренду этой муниципальной земли идут мимо бюджетной кассы. Кому они платятся – догадаться не трудно.
Нелегальные стоянки и автомойки также являются кормушкой коррупционеров, также лишают денег бюджет Екатеринбурга. Попробуйте найти кадастровый номер под нелегальными автостоянками и автомойками! При этом местные чиновники делают вид, что нарушений нет, уверяет депутат Заксобрания Андрей Альшевских, приводя в пример автомойку во дворе частного дома в Екатеринбурге, а затем – автостоянку, которая, как феникс, возрождается после каждой проверки с абсолютным отсутствием реакции чиновников.
Предприниматели настолько уверены в себе, что не стесняются «возрождать» свой бизнес даже после милицейских рейдов. Любопытно, правда, откуда у мелких коммерсантов столько храбрости?
Цена вопроса – миллиарды рублей!
О бардаке с управлением земельными участками говорит и известный политолог, кандидат экономических наук Александр Предеин.
– Мэрия настаивает, что их обделили, отняли у них доходы, но надо понимать, что доходы состоят из налоговых и неналоговых. В первом случае администратором является Федеральная налоговая служба, а вот неналоговые доходы, которые состоят из той же арендной платы и так далее, – эти доходы администрация города администрирует сама, и делает это из рук вон плохо. И киоски, и нелегальные, а зачастую и легальные, стоянки находятся во многих случаях на землях, которые не поставлены на кадастровый учет. Проще говоря, они не платят за землю. По очень предварительным оценкам, только на этом город теряет порядка 1,5-2 млрд рублей, – считает Александр Предеин.
Еще одна претензия к городским властям со стороны депутатов – отсутствие работы с крупными торговыми центрами. В Екатеринбурге их десятки, и каждый год открываются новые, но если верить отчетам собственников, то это чуть ли не убыточный бизнес.
– О том, что с торговыми центрами надо работать и улучшать собираемость налогов, говорится уже давно. Сейчас по обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей Екатеринбург занимает 4-е место в России, обгоняя даже Москву. Зато по количеству собранных с ТРЦ налогов мы находимся в самом конце списка. Простой пример: в центре Екатеринбурга, включая Южный автовокзал, находится около 17 ТРЦ. Знаете, сколько они платят налогов? Около 50 миллионов на всех. Это не только НДФЛ, по которому у города тоже есть какие-то претензии, это все налоги, включая налог на прибыль и т. п., – уточнил Евгений Артюх.
Муниципальное имущество – terra incognita
Большие сомнения у экспертов возникают и по поводу способностей рационально использовать собственное имущество. В собственности у Екатеринбурга до сих пор остается огромное количество недвижимости, которая сдается в аренду на крайне странных условиях. Даже сам перечень объектов, которым распоряжается департамент по управлению муниципальным имуществом, по какой-то причине недоступен ни горожанам, ни депутатам городской думы! А у многих депутатов есть большие сомнения по поводу того, что объекты сдаются в аренду по рыночным ценам.
– В Екатеринбурге крайне непрозрачна деятельность ДУМИ – Департамента по управлению муниципальным имуществом (недавно он назывался ЕКУГИ – Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом). Реестр муниципального имущества является какой-то страшной тайной, и никто, кроме этих чиновников, не знает, как и на каких условиях это имущество распределяется, какие там ставки аренды и прочие условия, – объясняет Александр Предеин. – Между тем сайты недвижимости просто пестрят объявлениями типа «продам право аренды ДУМИ, ЕКУГИ», а в ряде случаев продаются фирмы с уже заключенными договорами.
Можно сделать вывод, считает Предеин, что администрацией уже налажена система работы с посредниками, которые получают помещения по низким муниципальным арендным ставкам и затем продают аренду уже по рыночным расценкам.
– Если персонифицировать ситуацию, то все поднятые вопросы относятся к экономическому блоку, за который отвечает Александр Высокинский, который вместо пиара мог бы уже и поработать, – заявляет политолог.
Завершая обзор основных упущенных мэрией доходов, напомним, что и расходы городского бюджета тоже вызывают много вопросов у депутатов гордумы. На днях стало известно о депутатском запросе по поводу обоснованности предоставления муниципальных гарантий на три с лишним миллиарда рублей МУПу «Водоканал», директор которого находится под следствием. Как отметил зампредседателя комиссии по бюджету и экономполитике гордумы Александр Косинцев, инвестпрограмма «Водоканала» реализуется уже несколько лет, но качество воды до сих пор оставляет желать лучшего, и в такой ситуации стоило бы проверить, насколько эффективно расходуются средства предприятием, подконтрольным чиновникам Екатеринбурга.
Алексей Остапов © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области ожидается пик потепления
Воскресенье, 24 ноября, 12.21
В Екатеринбурге обнаружено тело девушки с перерезанным горлом
Воскресенье, 24 ноября, 10.34
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43