Возрастное ограничение 18+

Аркадий Чернецкий: о возможностях нового губернатора и главной проблеме Екатеринбурга

«Куйвашев – первый из свердловских губернаторов с опытом муниципального управления. Это чрезвычайно важно»

10.47 Понедельник, 4 июня 2012
Гостем программы «Акцент» телеканала ОТВ стал сенатор Совета Федерации от Законодательного Собрания Свердловской области, в прошлом – мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. В беседе с ведущим программы Максимом Путинцевым сенатор оценил перспективы работы Евгения Куйвашева на посту губернатора Свердловской области. Чернецкий отметил удачный возраст Куйвашева, его целеустремленность и уникальный управленческий опыт. Также член Совфеда рассказал о традициях конфликта между «городом» и «областью» и о своем «волонтерском» участии в пропаганде заявки Екатеринбурга на право проведения ЭКСПО-2020.

Максим Путинцев: Ключевое, главное событие уходящей политической недели – это приход в область нового губернатора. Вы присутствовали на внеочередном заседании Законодательного Собрания, не голосовали, но, тем не менее, выступали – кстати, без бумажки, на что многие обратили внимание. Вы сказали во время своего выступления, в частности, что очевидный плюс нового губернатора области, Евгения Куйвашева, – в его молодости (всего 41 год). Почему Вы так считаете?

Аркадий Чернецкий: Я думаю, и это не только мое мнение, что 40-45 лет – это для мужчины возраст расцвета, когда, во-первых, уже можешь что-то сделать, а во-вторых, хочешь добиться многого и знаешь, как это сделать благодаря накопленному опыту. Поэтому несомненно, что в таком возрасте есть устремления к какой-то цели, причем к большой цели – по крайней мере, временной ресурс позволяет говорить о серьезных, долгосрочных целях. Кроме того, есть силы для того, чтобы добиваться, чтобы эта цель была достигнута.

– То, что новый губернатор – не из нашего региона, не из Екатеринбурга, разве не минус, который может все плюсы перевесить?

– На первый взгляд это, конечно, минус: человеку нужно значительно больше времени, чтобы понять те процессы, которые происходят в Свердловской области, их специфику, познакомиться с элитами. Если бы был человек из Свердловской области, наверное, многие из этих вопросов решались бы автоматически. Но нужно понимать: качественного управленца отличает то, что он на системной основе умеет в том числе и вникать в проблемы. Судя по предыдущей карьере Евгения Владимировича, он действительно управленец, который уже имеет достаточный опыт, накопленный в том числе в полпредстве на свердловской земле.

Я думаю, что многие из нюансов свердловской региональной политики, и промышленной политики в том числе, ему знакомы. Поэтому я рассчитываю, что этот минус достаточно быстро сойдет на нет, и в той ситуации, что существует в Свердловской области, он разберется достаточно быстро.

Но есть и другой плюс, о котором я тоже сказал в ходе поздравления после голосования в Заксобрании: он – первый из свердловских губернаторов, который имеет опыт муниципального управления. Я считаю, что это чрезвычайно важно, потому что иногда с высот государственного управления не видно тех житейских проблем, которые существуют и в крупных городах, и в небольших поселениях. Если ты не прошел через эти этапы, ты их можешь не заметить. Поэтому, я думаю, у него еще свежи в памяти те проблемы, с которыми он сталкивался, будучи главой местного самоуправления – сити-менеджером Тюмени. Когда на эти темы будут говорить представители муниципалитетов Свердловской области, для него эти проблемы не будут посторонними; более того, он наверняка знает, каким образом их нужно решать.

– Кстати, во время своей инаугурационной речи Евгений Куйвашев сказал о том, что особое внимание должно быть уделено развитию Екатеринбурга, чтобы город был более безопасным для жизни; была даже обещана специальная областная программа по развитию Екатеринбурга. Чего Вы, как бывший градоначальник, от такой программы ожидаете, на что нужно обратить особое внимание?

– Он продемонстрировал нормальный, прагматичный подход. Я не говорю, что сегодня нужно заниматься Екатеринбургом в ущерб другим территориям – так никто, естественно, вопрос не ставит. Однако сегодня Екатеринбург – это лицо не только Свердловской области и Уральского федерального округа: в глазах иностранцев это лицо всей России, потому что ситуация в Москве и Санкт-Петербурге – это отнюдь не та ситуация, которая существует во всей остальной России. В этом отношении Екатеринбург – более показательный город.

То, что была обозначена необходимость создания такой программы, – это нормально. В большинстве региональных центров такие программы есть давным-давно. Другое дело, что Екатеринбург за счет развития бизнеса в городе всегда был городом-донором, и мы пытались многие вопросы решать самостоятельно. Поэтому у тех, кто видел, как мы самостоятельно решаем проблемы, иногда пропадало желание нам помогать, хотя проблемы у Екатеринбурга, несомненно, есть – может быть, не так много, как в других территориях, но они достаточно острые и очень специфичные.

Главная проблема, о которой я говорил, будучи мэром города и позже, уже уйдя с этого поста, – нам катастрофически не хватает денег на транспортную инфраструктуру. Нам нужно ремонтировать дороги, нам нужно строить развязки, нам нужно сегодня в определенных моментах пересматривать транспортную схему. Это требует огромных денег, абсолютно несопоставимых с доходами бюджета Екатеринбурга. В Челябинске и в Челябинской области, которая в этом отношении смогла сдвинуться относительно прежнего положения, ситуация была хуже, чем у нас. Но лет пять-шесть назад на челябинские дороги обратило внимание региональное руководство, и выделение денег для ремонта и строительства дорог в Челябинске составило сумму в пять-шесть раз большую, чем это было в Екатеринбурге. Естественно, что сегодня, по прошествии времени, мы увидели, что ситуация там изменилась.

– Конфликта «город – область» больше не будет? Иногда кажется, что он просто неизбежен по законам большой политики.

– Понимаете, само слово «конфликт» в трактовке наших журналистов иногда звучит почти как «война». Есть конфликт интересов, который изначально заложен в природе местного самоуправления и регионального управления. Это два уровня власти, причем не соподчиненные: местное самоуправление – это самостоятельный уровень власти, хотя его руководители и городские думы должны действовать в пределах существующего в России законодательства. Естественно, у каждого уровня власти должны быть ресурсы, необходимые для выполнения тех полномочий, которые за ними записаны в законе.

У нас, к сожалению, такого никогда не было – ни у нас в Екатеринбурге, ни в Свердловской области; эта ситуация – по всей России. Естественно, что глава города отвечает перед своим населением, а руководитель области отвечает за все население региона, и в этом смысле конфликты интересов, естественно, случаются, и они будут, я думаю. Другое дело, что есть цивилизованные способы разрешения этих конфликтов, и я считаю, что понимающие руководители, государственники в самом хорошем смысле этого слова, должны понимать и свои проблемы, и проблемы местного самоуправления – и искать компромиссы.

– Аркадий Михайлович, еще одна важная история: по поручению Евгения Куйвашева Вы возглавили оргкомитет по заявке на проведение в Екатеринбурге Всемирной выставки «Экспо-2020». Как Вы оцениваете шансы города на то, что мы получим право провести Всемирную выставку?

– Я пока еще ничего не возглавил – пока было обозначено некое намерение привлечь меня к этой работе, хотя на неких волонтерских началах, если так можно выразиться, я уже привлечен. Я понимаю: та задача, которая стоит перед городом и перед Россией, достаточно сложна. Если кто-то думает, что это абсолютно нерешаемая задача – куда, мол, нам тягаться с мировыми грандами, – эти люди очень глубоко ошибаются. Возможности существуют, причем, я считаю, что они ничуть не хуже, чем в тот момент, когда заявлялась Москва. Вместе с Москвой в тот финальный конкурс попал такой город, как Шанхай.

У нас в этом отношении ситуация немного лучше, хотя и наши соперники (Дубай, Сан-Паулу) – это мировые города с достаточно развитой инфраструктурой, с большим туристическим потоком. Но это не должно заставить нас опустить руки: сегодня есть возможность бороться. Раз такая возможность есть, надо кончать болтать и начинать бороться.

– А за что бороться? Вы можете это объяснить? Ведь есть такой скептический взгляд – мол, ну кто от этого выиграет? Только крупные структуры, которые получат возможность осваивать эти огромные гарантированные деньги, а мы, рядовые жители, от этого ничего иметь не будем?

– На эту тему уже так много говорили, что как раз рядовые жители на эту тему уже достаточно осведомлены, у них уже сформировано свое мнение. А вот те, кто хочет в чужом глазу соринку увидеть, – как раз они будут говорить, сколько бы им ни объясняли.
Повторю еще раз основные, достаточно очевидные тезисы. Приглашая к себе миллионы иностранцев, Россия – не город Екатеринбург, а именно Россия – не может показать себя не с лучшей стороны. Мы должны подготовиться к этой выставке таким образом, чтобы это стало событием в развитии, в том числе и мировой цивилизации. Это мероприятие российского масштаба, мы – площадка, но эта площадка должна быть подготовлена так, чтобы всё блестело. Это и перекладка инженерных коммуникаций, и ревизия энергетических систем, и совершенно новые подходы к транспортной инфраструктуре.

Это строительство метро, строительство набережной вдоль реки и Верх-Исетского пруда. Это появление нескольких миллионов квадратных метров, которые будут использованы по окончании выставки для того, чтобы там селить студентов и других не самых обеспеченных горожан.

– Как известно, вода камень точит. Для этого нужна воля и нужны деньги.

– Пока, на данном этапе, нужна воля. Мы должны завоевать право проведения выставки. Пока те деньги, которые тратятся на рекламные мероприятия и организационные вопросы, – это мизерные деньги по сравнению с тем, что должно сюда прийти. Это не только бюджетные деньги – это и деньги бизнеса, который будет работать на условиях частно-государственного партнёрства.
Я могу привести пример. Шанхай вложил в подготовку выставки 50 млрд долларов. В 2015 году выставка будет проводиться в Милане. Милан предполагает вложить в выставку 20 млрд долларов. Вот и посчитайте, что такое 20 млрд долларов применительно к нашему бюджету, во сколько раз это превышает наши сегодняшние возможности. То, что мы сможем сделать за пять-семь лет подготовки к «Экспо-2020», нам потом не сделать в течение 50 лет.

– Ну, будем надеяться – тем более что к концу 2012 года уже всё определится, и мы будем знать окончательное решение. Спасибо Вам большое, Аркадий Михайлович, всего доброго!


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
ОТВ © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK